Значит ты так до конца и не понял как формируется УОЗ (угол опережения зажигания). Есть два ключевых параметра, по которым формируется УОЗ: обороты и нагрузка. Это одинаково для любой системы зажигания, хоть трамблер, хоть МПСЗ, хоть ЭБУД (инжекторный "мозг").
Если с оборотами понятно, то про нагрузку на двигатель нужно объяснить. Чтоб ты понимал: "тапка в пол" под горку это совсем не то же самое для движка, чем "тапка в пол" с горки. Самую достоверную (хотя и не самую точную) информацию о нагрузке на двигатель, можно получить исходя от создаваемого двигателем разряжения во впускном коллекторе. Т.е., как сильно движек "сосет".
У трамблера есть центробежная корректировка кулачков (УОЗ меняется в зависимости от оборотов) и вакуумный корректор, который сдвигает УОЗ в зависимости от разряжения в коллекторе (считай - нагрузки на двигатель).
МАЙА имеет ДПКВ (кроме всего прочего - для определения оборотов), и ДАД (Датчик Абсолютного Давления, или MAP в англ. версии) - чтоб измерить это разряжение, а компьютер определяет нагрузку и решает как сдвинуть УОЗ, в зависимости от
корректировок (кривых), записанных у него в памяти. Разряжение в МАЙА
условно делится на 16 градаций (расходов), для каждого из которых рисуется своя кривая. Точки на кривых в процессе настройки ставятся таким образом, чтоб вытянуть из движка
максимальный вращательный момент в данном конкретном режиме. Для того, чтобы нагрузка правильно определялась, ДАД необходимо откалибровать: т.е. задать напряжение начальное, и крайних расходов. Делается это один раз (а не каждый раз перед взлетом как в авиации, так что аналогия твоя не совсем верная, хотя принцип действия высотомера приблизительно такой же - меряется разряжение).
Кстати, следуя твоим же ассоциациям, ведь ДАД есть и в инжекторах, и занимается он фактически тем же самым. Иногда функции ДАД переносят на ДПДЗ (Датчик Положения Дроссельной Заслонки), но это не правильно, т.к. фактически это говорит мозгам не о нагрузке на движек, а как сильно ты нажал на педаль акселератора. В продвинутых инжекторах, нагрузка на двигатель определяется по более сложному алгоритму, там участвует и ДАД, и ДПДЗ, и датчик массового расхода воздуха (сколько воздуха движек "всосал" за период времени), и даже температура воздуха.
Так понятно?
Фактически, график УОЗ трехмерный: по оси Х у нас УОЗ (градусы), по оси Y - обороты двигателя (RPM), а по оси Z - нагрузка на двигатель (разряжение в кПа).
Выглядит это приблизительно так:
P.S. Ярослав, это имеет смысл добавить в FAQ. Я уже не первый раз сталкиваюсь с тем, что пользователи не понимают что такое ДАД и для чего он нужен.