Я тут сваял отчет по установке системы МПСЗ на свой Москвич.
Началось все в начале весны 2009 года, когда я почитывая форум http://azlk-team.ru наткнулся на чье-то сообщение в котором автор упомянул про МПСЗ. Идея меня заинтересовала и я начал изучать суть вопроса. По мере изучения темы в голове все более отчетливо прорисовывалась картина о возможностях МПСЗ, о ее устройстве, принципе работы и ее компонентах. Были изучены существующие разработки, коих оказалось всего три не считая заводской системы, которая устанавливалась на Москвич на конвейере.
Итак существующие системы:
1. МПСЗ-ZH – полностью коммерческий проект. Адрес: http://mpsz.ru Система продается как полностью готовое изделие. Работает со шкивом 60-2, имеет Датчик детонации (ДД), может комплектоваться бортовым компьютером.
2. MaYa – бесплатная система, с закрытым исходным кодом прошивки и менеджера. Адрес http://mpsz4free.ucoz.ru На момент моего изучения этой системы не имела коммерческой версии (Сейчас проект на новом сайте MaYa). Схема системы, документация, прошивки и менеджер в открытом доступе, так же есть бортовой компьютер. Система работает с двумя датчиками положения коленвала (ДПКВ) либо с Датчиком Холла на трамблера (ДХ). Не имеет ДД. На сегодня проект развился до появления коммерческой версии системы в которой уже реализована поддержка шкива 60-2 и некоторых других редких шкивов.
3. SECU-3 – полностью бесплатная система с открытыми исходниками. Адрес http://secu-3.ru Работает со шкивом 60-2.
Мне не хотелось связываться со шкивом 60-2, тем более картер сцепления 41-го содержит два штатных места для установки двух ДПКВ. Был выбран проект MaYa (на тот момент даже не имевший этого названия). Началось активное более детальное изучение системы, перечитывал их форум, задавал вопросы. К Маю месяцу я уже окончательно определился с выбором и четко принял решение о необходимости ее сборки. А тут еще командировка в Новосибирск подвалила, где я и закупился всем необходимым (радиодетали, датчики, катушки, коммутаторы…), спасибо Антилегионеру и Андрею Белову с Новосибирского клуба.
К Июлю все комплектующие были куплены. Оставалось изготовить печатную плату, но тут на удачу проект стал трансформироваться с выделением коммерческой ветки. Была изготовлена на заводе в Польши серия печатных плат и уже в середине Июля поступили в продажу. Печатная плата с корпусом и разъемами включая доставку из Украины мне обошлись в $21 и это со скидкой как самому первому покупателю ;). Спустя 3 недели у меня было все необходимое для начала сборки. В начале сентября блок МПСЗ был спаян и протестирован на отсутствие ошибок.
Начались работы по установке всех компонентов под капот. Времени свободного у меня не так уж и много, всетаки семья, двое детей. Работы вел в основном по выходным и то выкраивал по 3-4 часа, иногда среди недели на пару часиков в гараж удавалось вырваться после работы. Место для установки блока искал очень долго, было перебрано несколько вариантов – и несколько вариантов под капотом и внутри салона долго искал место, даже снял накладку с панели чтобы обдумать возможные варианты. В итоге остановился на варианте крепления блока МПСЗ справа от ног переднего пассажира на вертикальной обшивке под панелью (спустя уже какое-то время эксплуатации не сожалею об этом выборе, если бы делал все заного, вновь поставил бы тудаже). Две катушки зажигания было решено поставить на пластину, которая будет крепиться над клапанной крышкой, идею заимствовал с фотографии увиденной на одном из ресурсов. Хотя были варианты и другие, включая крепление катушек непосредственно на крышку клапанов по аналогии с Газелью. Но сверлить саму крышку мне не хотелось, слишком не надежный получился бы вариант. На работе изготовил пластину, токарь за 150 руб по моим чертежам изготовил три стойки для крепления пластины над клапанной крышкой, студент-практикант сделал по эскизам четыре скобы для крепления катушек к пластине. С коммутаторами тоже пришлось поломать голову, разместить их на брызговике не получалось, места там не так уж и много, а удалять старую катушку не хотелось, резервная система должна быть. Нашел удачное место на крыле, изготовил пластину, на которую и разместил друг под другом два коммутатора. На щит был закреплен датчик абсолютного давления (ДАД), в качестве отбора давления задействовал отбор на экономайзер во впускном коллекторе, применив для этого пластмассовый тройничек и трубку от подачи воды к брызгалкам стеклоомывателя. (решение о применении этой трубки было заведомо временное, т.к. на форуме МПСЗ было предупреждение о непригодности этой трубки, впоследствии я узнал почему на опыте и была куплена селиконовая трубка для вакуумного корректора).
Итоговый состав всей системы покомпонентно для системы с ДПКВ и статической раздачей искры:
1. Блок МПСЗ.
2. Датчики положения коленвала 2 шт. (Подойдут любые, но 191.3847 на 10 мм длиннее и имеют особенность по осевому позиционированию, придется под них прокладку вытачивать. Потому лучше любые другие, хотя у меня именно 191.xxxx).
3. Коммутаторы 2 шт (Любые от ВАЗ, можно даже двухканальный).
4. Катушки зажигания 2 шт (Нужны двухвыводные катушки, самые доступные это от Волги).
5. Датчик абсолютного давления (Тоже от Волги, как наиболее доступный).
6. Датчик температуры от инжекторного ВАЗ.
Если делать систему на Датчике Холла и раздачей искры через трамблер, то 2 и 4 позиции не нужны, а в позиции 3 нужен один коммутатор.
К началу ноября вся система была смонтирована и запущена. Началась работа по настройке и доводке, но это уже совсем другая история…
С установкой ДПКВ никаких сложностей вообще нету, на колоколе уже есть штатные места под датчики, надо только поставить штифт на моховик.
А вот и штифт.
Коммутаторы поставил на одну пластину прижав их к ней с двух сторон
ДАД поставил на панель за двигателем, слева от него стоит реле инвертирующее сигнал от микрика карба (у меня Озон), а еще левее Электромагнитный клапан ЭПХХ.
Ну и собственно катушки разместил на пластине, закрепив ее над клапанной крышкой двигателя
Сам блок МПСЗ унес в салон, установив его на боковую стенку у правой ноги правого пассажира.