Индикация ошибок светодиодом на блоке (лампа Check Engine)
Подключение датчиков и переключателей
Датчик положения коленвала (ДПКВ)
2. Шкив 60-2/36-1 или аналогичные
Датчик абсолютного давления (ДАД)
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Как узнать расположение контактов на датчике
Подключение исполнительных устройств
Блок Maya предназначен для установки в салоне автомобиля. Запрещается устанавливать блок в подкапотном пространстве, это приведет к его преждевременному выходу из строя. Лучшее место для установки блока - под торпедой.
Внутри блока установлен датчик абсолютного давления (ДАД). Датчик может выйти из строя при попадании внутрь воды или конденсата. В связи с этим при установке необходимо ориентировать блок так, чтобы штуцер подвода давления был направлен под углом вниз.
Еле заметное моргание | Прошивка не установлена, или повреждена. Работает бутлоадер. Вам необходимо произвести процедуру заливки прошивки. |
Непрерывное свечение | Остановлен двигатель или сработал откат УОЗ по детонации |
Два коротких сигнала | Ошибка ДАД Ошибка возникает, когда напряжение на ДАД в момент включения зажигания отличается от заданного в параметре "Атмосферное давление" больше чем на 0.7 вольт. При этом блок переключается в аварийный режим, и работает только по 16-му расходу. Необходимо проверить подключение и настройку ДАД |
Три коротких сигнала | Ошибка ДПКВ Ошибка возникает, когда блок насчитал количество зубьев, которое не совпадает с заданным в настройках. |
Пунктиром обозначены опциональные подключения. Детальное описание подключения каждого из устройств или датчиков см. в соответствующем разделе.
Есть много разных способов подключения датчика коленвала. В зависимости от нужной конфигурации вы можете использовать разные типы датчиков.
Самый простой способ подключения. Получаем искру с трамблерной раздачей.
Резистор - любой мощности.
Перемычки в ЭБУ должны быть установлены в положение 60-2
Подготовка трамблера
Это самый надежный, помехоустойчивый и легкий в настройке способ.
Можно использовать штатный шкив, или изготовить самодельный. При самостоятельном изготовлении следует обеспечить отсутствие биения зубчатого венца, и установить зазор между шкивом и датчиком 0.5-1мм.
Система поддерживает любое количество зубов на шкиве. Главное условие - один или два пропущенных зуба в качестве метки. Также количество зубов должно быть кратно количеству цилиндров.
Провод должен быть экранирован по всей длине. Каждый сантиметр неэкранированного провода становится антенной для помех от зажигания, стартера, генератора, и т.д.
Провод ДПКВ необходимо расположить как можно дальше от катушек и высоковольтных проводов.
Экран заземляется только с одной стороны - возле блока Майя. Эффективность экранирования увеличивается в несколько раз по сравнению с незаземленным экраном.
Если датчик 3-проводной, третий контакт - это экран. Его следует соединить с экраном провода. Определить, какой из контактов подсоединять к экрану, можно тестером. Найдите пару контактов, между которыми сопротивление от 0.2 до 5кОм - это контакты 1 и 2. Следовательно третий контакт - экран.
Позиционирование самодельного шкива:
На рисунке указан способ подсчета зубьев. Номер зуба, напротив которого стоит датчик, нужно указать в менеджере как параметр НО-МТ. По умолчанию коленвал должен быть установлен в ВМТ 1-го цилиндра. Но возможно установка ВМТ любого другого цилиндра. При этом вам нужно будет подключить катушки с учетом того, что первым цилиндром считается тот, который вы установили в ВМТ.
В таблице указано допустимое положение датчика
60-2 | 36-1 | |
4 цил. | 11-27 | 7-14 |
5 цил. | 11-21 | 7-10 |
6 цил. | 11-17 | 7-8 |
8 цил. | 11-12 | 7 |
ДУИ-ДНО - это система с двумя датчиками. Один датчик считает зубья венца маховика, а другой датчик считывает положение штифта начала отсчета. Некоторые машины оборудованы с завода системой ДУИ-ДНО. В таком случае можно и нужно использовать штатные датчики.
Штифт ДНО на маховике выглядит так:
Самостоятельное изготовление системы ДУИ-ДНО связано с трудностями с установкой штифта и настройкой положения и зазора ДНО, поэтому не рекомендуется.
Провод должен быть экранирован по всей длине. Каждый сантиметр неэкранированного провода становится антенной для улавливания помех от зажигания, стартера, генератора, и т.д.
Провода ДУИ и ДНО необходимо расположить как можно дальше от катушек и высоковольтных проводов.
Экран заземляется только с одной стороны - возле блока Майя. Эффективность экранирования увеличивается в несколько раз по сравнению с незаземленным экраном.
Следует уделить особое внимание полярности подключения ДНО. При неправильной полярности при увеличении оборотов возможен сдвиг угла опережения зажигания. Это можно заметить по индикации “Ошибки ДПКВ”
Для определения полярности можно использовать схему приведенную ниже. Плюс светодиода подключается на выход 1 датчика. Если полярность правильная - при резком приближении металлического предмета к датчику будет зажигаться светодиод. Если полярность неправильная - светодиод будет загораться при удалении предмета от датчика.
Датчик фазы нужен для организации фазированного зажигания. ДФ может работать в паре со шкивом 60-2/36-1 или же с системой ДУИ-ДНО. На данный момент поддерживается ДФ на основе датчика холла.
Если на вашей машине есть/был трамблер, то проще всего изготовить датчик фаз из трамблера. Необходимо жестко закрепить грузики и вакуумный регулятор.
Шторка может быть двух типов:
При использовании шторки Тип 2 нужно включить “Инверсию ДФ” в настройках.
Внутри блока установлен датчик абсолютного давления (ДАД). Датчик может выйти из строя при попадании внутрь воды или конденсата. В связи с этим при установке необходимо ориентировать блок так, чтобы штуцер подвода давления был направлен под углом вниз.
ДАД нужно подключить с помощью вакуумной трубки к впускному коллектору. Желательно использовать пластиковую трубку, так как она меньше подвержена деформации, и реакция датчика будет точнее.Слишком тонкая трубка также будет замедлять реакцию датчика.
Нельзя подключать датчик в разветвление вакуумных шлангов других устройств, например вакуумного усилителя тормозов, разных соленоидов, и т.п. Это приводит к искажению показаний ДАД в момент их срабатывания.
Нельзя подключать ДАД в точку подключения вакуумного регулятора трамблера. Система не будет работать правильно.
ДАД нужно подключить в полость под карбюратором, где сходятся все трубы коллектора. Если готового отвода нет - придется сверлить.
Установка штуцера в коллектор
Это можно сделать без снятия коллектора. Обильно обмазываете сверло солидолом, опилки будут прилипать. Как можно чаще снимаете опилки и обновляете смазку на сверле. Сверлите с минимальным усилием, особенно последние миллиметры. После сверления - пылесосом тщательны вытягиваете остатки из отверстия. Нарезаете резьбу (тоже со смазкой, как и сверление). Опять пылесосите отверстие и тщательно очищаете его от смазки. Капаете жидкость-фиксатор резьбы на штуцер и вкручиваете штуцер в коллектор. Штуцер можно купить в магазинах, торгующих ГБО.
Блок рассчитан на установку резистивных датчиков с сопротивлением 1....3 кОм при 20ºС. Под эти условия подпадают большинство автомобильных датчиков температуры, поэтому смело можете использовать датчики с ближайшего автомагазина ВАЗ, ГАЗ, Ланос, и т.п.
Минусовый провод датчика необходимо подсоединять только к выводу СЗ. Нельзя соединять его с двигателем или кузовом. Подключаться параллельно к бортовому датчику нельзя, будут искажаться показания. Нужен только отдельный датчик.
В качестве датчика также подходит безкорпусной резистор NTC с сопротивлением 1-3кОм:
Схема подключения термодатчика к блоку Майя. Полярность не имеет значения.
Датчик необходимо откалибровать - задать кривую, соответствующую его показаниям и температуре.
Датчик 19.3828 или 406.3828 или 40.5226 (ГАЗ)
Это высокоточный интегральный термодатчик.
Контакт 1 - ДТ, контакт 2 - СЗ.
Калибровка этого датчика заранее известна. Надо построить прямую линию на графике калибровки ДТ по двух точках: 40 градусов – 3.13В, 80 градусов – 3.53В.
При подключении нужно соблюдать полярность!!!
В качестве датчика положения дроссельной заслонки служит концевик, установленный на карбюраторе. Его необходимо подключить к входу ДПДЗ блока Майя.
Если у вас установлен датчик положения дросселя, его можно подключить по схеме:
Если установлен штатный ДПДЗ, просто подключайте его сигнал на вход ДПДЗ, параллельно со штатным ЭБУ
Берем тестер, и ищем пару контактов, между которыми сопротивление не изменяется при проворачивании оси датчика. Это будут контакты А и С. Их можно менять местами. Третий контакт соответственно будет контактом В.
Наилучшее расположение ДД определяется в лабораториях, где разрабатывают двигатели. Поэтому самое правильное расположение - там где ставит завод. Как правило у карбюраторных двигателей есть более новые инжекторные модификации. Поэтому посмотрите как сделано у них, и делайте так же.
Если же инжекторного варианта не существует - следуйте этому правилу: датчик максимально жестко прикручивается посредине блока цилиндров возле ГБЦ.
В блоке Мауа есть 4 карты УОЗ. Их можно переключать или в менеджере, или от внешних сигналов. Для того чтобы использовать внешние сигналы, вам необходимо активировать соотв. входы в настройках.
Через катушку течет ток до 10-14А в пике, и до 5А в среднем. Поэтому провода питания катушек и провода от катушки до коммутатора должны быть сечением 1 - 1.5мм2
Это самый простой способ подключения. Работает Выход 1 (OUT1). Для распределения искры используется штатный трамблер.
В менеджере должен быть отключен режим “Статическая искра”
Время накопления не играет роли в этом режиме.
Оптимальный по соотношению цена-качество способ подключения. Одна катушка работает на два цилиндра одновременно. Другое название данного способа - метод холостой искры. Катушка подключается к противоположным парам цилиндров, в результате чего в одном цилиндре искра попадает на такт сжатия, и поджигает смесь, а в другом цилиндре искра попадает на такт выпуска, и работает вхолостую.
Используются раздельные двувыводные катушки с коммутаторами, или же модули зажигания (сборки из катушек с коммутаторами в одном корпусе).
На 3 и 5 цилиндровых двигателях такое подключение невозможно.
В менеджере должен быть включен режим “Статическая искра”
Катушки подключаются согласно порядку работы цилиндров, но со смещением на 1 или 2 цилиндра, в зависимости от особенностей расположения ДПКВ
Подключение катушек для 4 цилиндров:
ВЫХ1 -> 2,3
ВЫХ2 -> 1,4
Для 6 цилиндров катушки подключаются согласно порядку работы через две. Например:
Порядок работы: 1-4-2-5-3-6
ВЫХ1 -> 2,6
ВЫХ2 -> 1,5
ВЫХ3 -> 4,3
Для 8 цилиндров катушки подключаются согласно порядку работы через три. Например:
Порядок работы: 1-5-4-2-6-3-7-8
ВЫХ1 -> 2,8
ВЫХ2 -> 1,6
ВЫХ3 -> 5,3
ВЫХ4 -> 4,7
Наиболее прогрессивный способ подключения, и наиболее дорогой. На каждый цилиндр подключается индивидуальная катушка зажигания и коммутатор (или катушка со встроенным коммутатором). НА 3 и 5 цилиндровых двигателях это единственный способ избавиться от трамблера и получить мощную искру.
Катушки подключаются согласно порядку работы цилиндров, но со смещением на 1 или 2 цилиндра, в зависимости от особенностей расположения ДПКВ
В менеджере должен быть включен режим “Статическая искра”, а также активирован датчик фазы.
Для ВАЗ 60-2: (порядок работы: 1-3-4-2)
COIL1 -> 2
COIL2 -> 1
COIL3 -> 3
COIL4 -> 4
Время накопления для коммутаторов может варьироваться в зависимости от производителя. Для начала установите ровную линию 10мс. Если коммутаторы сильно нагреваются - уменьшайте. Если есть пропуски искры - увеличивайте.
Время накопления для модуля зажигания или ВІР373:
Всегда проверяйте нагрев катушек! При сильном нагреве необходимо уменьшать время накопления
Если у вас штатный тахометр подключался на катушку - он высоковольтный.
Если тахометр подключался к специальному выходу коммутатора - скорее всего тахометр низковольтный.
Если вы не можете определить тип тахометра - сначала попробуйте низковольтную схему. если не заработает - тогда соберите высоковольтную.
Нужно взять катушку от обычного автомобильного реле.
Второй вариант подключения, без использования вывода ТАСН. Диоды используются для суммирования импульсов с выходов коммутаторов.
Если у вас низковольтный тахометр, способный работать от импульсов амплитудой 12 вольт, подключение упрощается.
В блоке Майя есть несколько настраиваемых выходов. Вы можете использовать их по своему усмотрению. Настраивается порог срабатывания (по напряжению, расходу, оборотам, температуре и т.п.) и действие по достижению порога (включить или выключить).
Вот лишь несколько примеров того, как можно использовать настраиваемые выходы:
Это силовые выходы (200 мА), управляют минусом.
Если выходы не используются для управления катушками, их можно использовать как настраиваемые. Вместо реле можно подключить например лампу, ток потребления которой не превышает заданый.
Выход ЭПХХ – это силовой выход +12В, 500 мА, который можно применять как собственно для управления клапаном ЭПХХ на карбюраторе, так и настроить для управления другими устройствами. Управляет плюсом. Вместо реле можно подключить например лампу, ток потребления которой не превышает заданый.
Выход ЭПХХ имеет режим стробоскопа. Это удобно при запуске системы и наладке. Режим стробоскопа активируется в менеджере.
Для использования этого режима необходимо собрать простую схему на светодиодах. Используйте ультраяркие красные или синие светодиоды. Белые испольовать нельзя, они имеют слишком большую инерцию.
Внимание!
Не подключайте светодиоды до того как активируете режим стробоскопа!
Светодиоды сгорят!
Выход СЕ сигнализирует об ошибках в работе блока. Также лампа срабатывает при возникновении детонации. Выход СЕ дублирует светодиод на блоке.
Ссылка на коды ошибок: Индикация ошибок светодиодом на блоке (лампа Check Engine)
Схема подключения лампы или светодиода:
Реле блокировки стартера отключает стартер при достижении 400 об/мин, тем самым увеличивает ресурс стартера. Реле работает параллельно с лампой CheckEngine.
Схема подключения блокировки стартера:
Вам пригодится стробоскоп. Если у вас заводской шкив и кронштейн, то можно обойтись, но желательно иметь под рукой для быстрого поиска неисправностей.
Намажьте метку на шкиве белой зубной пастой или другим подручным белым веществом для лучшей видимости.
Если метка все же не видна - вы смотрите не тот цилиндр. Переставляйте стробоскоп по цилиндрах, пока не увидите метку, и дальше все настройки проводите на этом цилиндре.
Перед запуском двигателя следует ввести начальные значения:
После запуска двигателя нужно будет уточнить настройки:
Настройте следующие параметры:
для ДХ = 0
для ДУИ-ДНО = 2
для 60-2 = 1
для 36-1 = 0
Многоискровой режим
Поддержка ХХ
Датчик Температуры
Вольтметр
Перед началом настройки следует завести двигатель на штатной системе зажигания и прогреть до рабочей температуры. Затем подключаем Мауа и поворачиваем трамблер примерно на 30гр в сторону раннего угла. Далее заводим двигатель и приступаем к точной настройке с помощью стробоскопа.
При пуске двигателя, если обороты меньше 470 об/мин, искра формируется по входу шторки трамблера в ДХ.
На рабочих режимах УОЗ рассчитывается математически. Нулевой угол следует настраивать после каждого изменения положения трамблера.
Если есть возможность завести двигатель на штатной системе зажигания, действуем по упрощенному алгоритму:
Если же штатная система зажигания не работает, действуем по такому алгоритму:
Если есть возможность завести двигатель на штатной системе зажигания, действуем по упрощенному алгоритму:
Если же штатная система зажигания не работает, действуем по такому алгоритму:
Все настройки следует делать на полностью прогретом двигателе.
Есть две настройки регулятора ХХ:
Настройка
Рисуем кривую ХХ
Например, если у вас ХХ = 800 об/мин, штатный угол на ХХ = 10гр, минимальный угол = 4гр, то кривая ХХ будет выглядеть примерно так:
Проверка